четверг, 23 января 2020 г.

Шахматы - школе

Современная школа динамична, она предъявляет к ребенку массу серьезных требований. С первых дней учебы первоклассники должны выполнять требования и правила школьной жизни, обладать развитыми волевыми качествами: без них они не смогут сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач. Произвольным должно быть не только поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. Ученику необходимо умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной задачи. Известно, что наибольшие трудности в школе испытывают ученики, которые проявляют интеллектуальную пассивность, неумение и нежелание думать, а не дети, имеющие небольшой объем знаний.
В последние годы внимание руководства страны к шахматам значительно повысилось. У шахмат в России очень хороший имидж. Они справедливо ассоциируются с умом, интеллектом, умением мыслить, анализировать ситуации не только на шахматной доске, но и в повседневной жизни.

На сегодняшний день автором И. Г. Сухиным разработан курс «Шахматы – школе» и он доступен детям с шестилетнего возраста. Курс полностью соответствует ФГОС начального общего образования и основан на инновационной педагогической технологии «Шахматно-задачная технология».
В дни школьных каникул я (руководитель творческого объединения «Шахматы») прошел обучение  «Методика обучения занятий по курсу «Шахматы – школе, 1 и 2 год обучения» в г. Екатеринбурге, курс читал сам автор методики – Игорь Георгиевич Сухин.
          Базовая цель курса – поэтапное развитие способности детей действовать «в уме». Известно, что способность действовать «в уме» надо развивать, причем ее развитие процесс медленный, который завершается примерно в 12 лет. Отличительная особенность курса «Шахматы – школе» от других курсов в том, что здесь нет победителей и проигравших. Если шахматы как парная игра разъединяет учеников, то шахматы как система занимательных задач объединяет всех учащихся. Курс не предусматривает игру в парах всеми фигурами из начального положения по всем правилам,  а подразумевает игру с небольшим количеством шахматных фигур. Поэтому если говорить о шахматах как учебной дисциплине в школе, то нужно выстраивать учебный процесс так, чтобы и полезно, и интересно было всем учащимся, а не только детям-чемпионам.
В своей работе на сегодняшний день уже использую приемы на концентрацию внимания и развитие памяти по методике И.Г.Сухина, поддерживаю основную идею данного обучения: «не мы детям даем готовый материал, а они сами учатся сравнивать, запоминать, делать выводы». На вооружения для себя взял применение для наглядности в изучении материала магниты зеленого и красного цветов, а также различные шаблоны. Большой помощью для реализации своей дополнительной общеразвивающей программы является УМК, в который входят два цветных учебника с картинками, две тетради и пособие для учителя.
В курсе «Шахматы – школе» прямой целью является непосредственно развитие образного и логического мышления детей, поэтому выбрана не соперническая форма уроков, а задачная, насыщенная большим количеством специально разработанных дидактических заданий и игр. В этом случае ученик ученику не соперник, а помощник, что  необычайно актуально в наши дни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий